Анализ конфликта и аналитические средства экспертизы конфликта


Анализ конфликта на предприятии


Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике это оказывается совсем не так.

Поэтому изучение социально-психологических механизмов конфликтов в организации, от причин их возникновения до успешного разрешения, было и остается актуальным.

1. Конфликт 1.1 Понятие конфликта Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

1)Конфликт — социальное явление, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. 2)Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий».

Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.

Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия.

Анализируем конфликт

Поэтому желательно уточнить у собеседника правильно ли Вы его поняли.

4. Телесные ощущения — какие ощущения возникают в теле в связи с ситуацией.Основной обмен информацией при общении идёт через тело, через невербальные реакции и внутренние ощущения. Это может быть удовольствие или дискомфорт в различных частях тела. Например: сводит живот, дрожат мышцы, повышается пульс, немеют ноги и т.д.Для достижения ясности коммуникации необходимо развивать умение точно описывать внутренние ощущения и придавать им правильное значение.

Это создаст физический контейнер, облегчающий сдерживание эмоций и мыслей.5. Эмоции — какие эмоции Вы чувствуете.Обычно за телесными ощущениями или вместе с ними следуют эмоции и чувства.

Например: гнев, страх, отвращение, подозрение, обида, растерянность и т.д. При анализе конфликта важно фиксировать не только сами эмоции, но и степень их интенсивности.Основываясь на понимании своих эмоций желательно сделать «Я» — высказывание своему партнёру по общению, то есть, необходимо донести, что Вы чувствуете в данной ситуации: «Я злюсь», «Я не очень доволен», «Я растерян» и т.д. «Я» — высказывание помогает улучшить коммуникацию, повысить уровень доверия и взаимопонимания, что способствует разрешению конфликта.6.

Импульс к действию — желание отреагировать на ситуацию определённым образом.Из ощущений и эмоций появляется интуитивная потребность отреагировать на ситуацию. Например: уйти, закричать, заплакать, ударить и т.д. Однако импульс не часто переходит в действие т.к. в обществе существует некий запрет на проявление чувств, но понять эту потребность очень важно, она может являться опорной точкой для наилучшего решения.
в обществе существует некий запрет на проявление чувств, но понять эту потребность очень важно, она может являться опорной точкой для наилучшего решения.

7. Мысли — какие мысли возникают в этой ситуации.После возникновения первоначального импульса и его задержки, происходит мысленный анализ различных вариантов реагирования и их последствий.

Здесь важно понять насколько альтернативы выбора соответствуют Вашим ценностям и потребностям.8.

Выбор — какой выбор Вы сделали, как отреагировать.Принятие решения, как поступить в ситуации.

Принципы анализа конфликта

Потребности и интересы одних субъектов могут пересекаться с потребностями, интересами других субъектов в контексте той или иной практики. Именно пересечение интересов и потребностей является причиной возникновения социальных конфликтов.

Согласно деятельностному подходу важнейшими элементами социального конфликта являются потребности, интересы, цели, мотивы субъектов противоречий.

При этом обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные (психологические) составляющие.

В условиях современной России, когда субъективные составляющие жизнедеятельности людей приобретают главенствующее значение для предупреждения и разрешения конфликтов, деятельностный подход становится определяющим.

Социальный конфликт с позиции теории деятельности представляет собой процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и вместе с тем процесс самоутверждения и самоопределения его в окружающей социальной среде.

В этом плане социальный конфликт проявляется как противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.

Ценностные предпочтения личности и социальных институтов, по М.Веберу, определяются «интересом эпохи», т.е.

социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.

В связи с этим актуализируется значимость исторического подхода. В соответствии с этим социальные конфликты изучаются: а) в определенных конкретно-исторических условиях; б) в историческом процессе, на протяжении всей истории.

Принцип историзма позволяет: осуществлять сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов; находить их сходство и различие в динамике, уровне и направленности противостояний в контексте различных общественных формаций; извлекать уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов.

Метод аналогий позволят переносить знания о конфликтах, методику их анализа из одной ситуации на другую.

Так, современные российские конфликты анализируются по аналогии с подобными конфликтами других эпох.

Модели описания конфликта и кейс с их применением и анализом манипулятивного поведения.

Предконфликтная:

    — Латентная фаза — формирование конфликтной ситуации – обострение противоречий в результате появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликта. В этой фазе происходит бессознательное накопление эмоционального напряжения, раздражения и злости, она может быть довольно затяжной.
    — Инцидент или повод – внешнее событие, в результате которого конфликтующие стороны начинают действовать. В этой фазе происходит переход конфликта из латентной формы в открытую.

2. Конфликтная:

    1). Формирование установки на борьбу и формирование «образа врага». В этой фазе четко обозначаются стороны конфликта, происходит осознание противоречий и выработка стратегии действия.
    2).

    Фаза острых разногласий. В этой фазе действия конфликтующих сторон можно разделить на две группы.

    -В первую группу входят открытые действия: словесные прения, применение физической силы, психологическое и экономическое давление и т.д.

    Такие действия носят враждебный и агрессивный характер.

    — Во вторую группу входят скрытые действия противоборствующих сторон. Борьба ведется завуалированно, но, тем не менее, чрезвычайно активно.

    Преследуется цель навязать «врагу» невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.

    Один субъект конфликта старается навязать другому такую информацию, которая заставит этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.

На этом этапе характерным является наступление критической точки конфликта, в которой достигается максимальная острота и сила борьбы субъектов конфликта.3. Разрешение конфликта:

    — Диагноз причин конфликта — выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей;
    — Достижение взаимной заинтересованности в преодолении противоречий в результате признания интересов каждой из сторон;
    — Совместный поиск путей преодоления конфликта.

4. Послеконфликтная — окончательное урегулирование противоречий.Теперь разберём в соответствии с этими моделями следующий конфликт: Структурные элементы конфликта:1).

Анализ конфликта в организации

Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них.

Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов.

Вторая — дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения.

Проблема анализа конфликта в организации В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости.

Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости.

Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.

-Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним.

— Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в кризиса.

Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. конфликт управление раздор — Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы. Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта.

— Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

Анализ конфликта

Надо только управлять конфликтом.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. сonflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации.

Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

Конфликты между индивидами, группами и государствами свойственны человеческому существованию. Они повсеместны и остаются частью процесса взаимодействия, который объединяет различных социальных субъектов.

Распространённость конфликтов на всех уровнях общественных систем не означает, что общество терпимо относится к любым формам конфликта. Конфликты высокой интенсивности и продолжительного характера рассматриваются как фактор

Анализ конфликта

Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Позиции сторон: Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится.

Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки». Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться.

Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему». Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он.

У меня нервная работа я так расслабляюсь 2. Типология конфликта По предмету конфликтного взаимодействия: — реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата) По сферам возникновения: -интересов ( с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих) По субъектам конфликтного взаимодействия: — межличностный (конфликт между двумя личностями.
Д хочет добиться определенного результата) По сферам возникновения: -интересов ( с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих) По субъектам конфликтного взаимодействия: — межличностный (конфликт между двумя личностями.

В процессе никто в конфликт вмешан не был) По направленности на субъект: -прямые (противоречия высказываются открыто) По степени длительности и напряженности конфликта: — слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев.

МЧ постоянно пытает уйти от конфликта) По отношению субъектов к конфликту: — подлинный — ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку. Тип конфликтной ситуации: — субъективный целенаправленный, т.к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ 3.

Структурно-функциональный анализ конфликта Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте: Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс. Молодой человек: 22 года, работает в милиции.

В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т.к.

не воспринимает его как таковой)

Модели анализа конфликта

, 1996. С. 66–74.). В этой структуре четыре основных понятия:

  1. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны).
  2. Внешняя социальная среда.
  3. Отношения конфликтующих сторон.
  4. Предмет конфликта.

(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).

Пример второй. Схема 5. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов.

М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.) Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика. Пример третий. Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е.

Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).

  1. Выяснение интересов конфликтеров.
  2. Определение формулы конфликта.
  3. Выяснение полного состава участников конфликта.
  4. Выяснение мотивировок конфликтеров.
  5. Установление баланса сил конфликтеров.
  6. Выяснение причины конфликта.
  7. Выяснение этапа (фазы) конфликта.
  8. Установление типа конфликтного поведения.
  9. Определение знака конфликта.
  10. Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтногоповедения.
  11. Выяснение длительности конфликта.
  12. Установление соответствия целей конфликтера его интересам.
  13. Выяснение динамики зоны разногласия.
  14. Определение роли каждого участника.
  15. Анализ реальных конфликтных противодействий.
  16. Выяснение предмета конфликта.
  17. Выяснение причин развития или свертывания конфликта.
  18. Выяснение целей конфликтеров.
  19. Выяснение повода или предлога конфликта.
  20. Выяснение первопричины конфликта.
  21. Установление степени остроты конфликта.

Методика анализа конфликтных ситуаций

Реальный результат.

Формулируется реальный результат. При этом формулировка должна содержать указание на начало и конец ситуации, то есть должна быть зафиксирована во времени.

Например, не годится фраза: «Мы всегда спорим, когда говорим о делах».

Фиксированная во времени фраза: «Вчера вечером мы поссорились во время разговора о (.)». Формулировка не должна содержать эмоциональную интерпретацию, например: «Вчера вечером я расстроился», «Вчера она обиделась на меня». Результат должен быть выражен в поведенческих терминах, например: «Вчера вечером я перестал разговаривать с женой, не отвечал на ее вопросы и ушел в другую комнату», «Она отказалась идти в гости».
Результат должен быть выражен в поведенческих терминах, например:

«Вчера вечером я перестал разговаривать с женой, не отвечал на ее вопросы и ушел в другую комнату»

, «Она отказалась идти в гости».

Формулировка должна иметь однозначную трактовку, например: «Вчера наши отношения стали значительно хуже».

Однозначная трактовка может выглядеть так:

«Вчера мы впервые перестали разговаривать друг с другом»

. Шаг 5. Желаемый результат. Клиенту предлагают сформулировать желаемый результат данного события. Формулировка должна быть фиксирована во времени, конкретна с поведенческой точки зрения.

Сразу же проводится проверка на реалистичность желаемого результата. Нереалистичным может считаться результат, если он:

  1. требует возникновения или прекращения чувств другого человека;
  2. требует от другого появления желаний, которых нет;
  3. требует недостижимых результатов;
  4. предполагает нанесение вреда себе или другому.
  5. требует присутствия качеств личности, которых нет;

Шаг 6.

Сравнение желаемого и реального результатов. Нужно ответить на вопросы:

  1. Чем отличается реальный результат от желаемого?
  2. Почему вы не достигли желаемого результата? (Какие именно ваши шаги или интерпретации помешали вам достигнуть желаемого результата?)
  3. Вы получили то, что хотели?

II.

Фаза исправления Шаг 1. Пересмотр неточных и неадекватных интерпретаций.

Строго последовательно, в том порядке, как они были сформулированы, рассмотрите каждую интерпретацию и ответьте на вопросы:

Анализ конфликта

Исторические корни конфликта и их анализ: Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия. Непосредственный повод конфликта — это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможности их давления на политику властей.

Социальная напряженность — это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.этап анализа конфликта: Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение.

Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в кризиса.

Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений.этап анализа конфликта: Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы. Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта.
Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.этап анализа конфликта: Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта <#"justify">V этап анализа конфликта: Пятый этап анализа — разрешение конфликта.

Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей,

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Конфликтология

Нынешнее социальное управление в РФ — это смесь командного и технократического подходов, осуществляемых практически с полным пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие страны ими уже переболели.

Есть уже достаточный опыт и успехи, которые нам следует позаимствовать там, где это возможно.

В демократическом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, выборность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов. В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких основных вопросов: 1.

Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избежать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего можно. 2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководителю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой истины: “Руководитель не обижается, а думает”.

Во-вторых, нужна помощь посредников.

3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать “технологию” протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма рациональных действий по его разрешению.

1. Общие вопросы теории социального конфликта 1.1. Характеристика концепций социального конфликта Проблема конфликта стара как мир.

Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства. Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество.

Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции. Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”.