Какие бывают наказания в педагогике


Какие бывают наказания в педагогике

Оглавление:

Наказание как метод педагогического процесса


В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости.

При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям.

Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.Наказание — сильнодействующий метод.

Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы.

Не нужно становиться на путь формальных

Методы наказания детей в современных семьях (сообщение — 1)

Основным методом послужило анкетирование.При обработке анкет применялся контент-анализ, сравнительный метод, методы математической статистики, позволяющие определить средние показатели и оценить рейтинг методов поощрений в разные возрастные периоды детства.Анкетный опрос начинался с вопроса: «Нужно ли наказывать ребенка в процессе воспитания в семье?».

Большая часть студентов дали положительный ответ.

Лишь четверо ответили, что «нежелательно».Следующий вопрос касался личного опыта наших испытуемых.

Мы попросили ответить, как их наказывали родители на протяжении детства, подросткового возраста и ранней юности.При обработке ответов были подсчитаны средние значения и установлен рейтинг в иерархии методов наказания студентов их родителями. По частоте встречаемости в современных семьях лидирует метод наказания «лишением удовольствия» и «запретом желаемого». Приведем высказывания студентов:

«лишали общения, прогулки, похода в кино, не отпускали гулять, был запрет на телевизор и велосипед, лишали любимых игр и каких-либо удовольствий, домашний арест»

.

На втором месте – «грубые словесные наказания»: «говорили грубые слова», «кричали», «ругали», «разговаривали сердитым и властным тоном».

Третье место в иерархии – наказание «игнорированием»: «стояла в углу, пока не попрошу прощения», «не разговаривали со мной».Реже применяются «физические наказания»: «били ремнем», «тапочкой по попе», «суп за шиворот и ложкой в лоб», «били ремнем и прутиком», «били веником», «получала ремнем за то, что долго гуляла».

Несмотря на то, что применение розг давно ушло в прошлое, тем не менее родители демонстрируют разнообразные приемы физического унижения своих детей.

Также редко встречаются «разъяснительные беседы»: «все ограничивалось воспитательной беседой», «делали замечания», «читали нотации», «был серьезный разговор с мамой», «были строгие разъяснительные беседы».

Встречаются в современных семьях и наказания трудом: «заставляли копать картошку, полоть траву».Также нас интересовал вопрос: «Какой метод наказания из вашего детства имел действенный результат?».

О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте

Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает . Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и т.д.

И именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага.

Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет.

Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.Поощрение — это мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку взрослым учения, труда, поведения детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания педагогов и родителей, так как завершение какого-либо дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными эмоциями, чувством радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми различного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения, то есть при минимальном вознаграждении удовлетворенность работой больше.Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы.
Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми различного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения, то есть при минимальном вознаграждении удовлетворенность работой больше.Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая из группы к родителям, первым делом интересуется, что же ему принесли.

Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада

О наказании и поощрении детей дошкольного возраста

Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность.

Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству. Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания: • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка; • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения; • Просьбы или советы • Лишение ребенка чего-то приятного.

При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание- это посадить их на стульчик за спокойные игры!

В маленьком возрасте дети очень не усидчивы.

И сидеть на месте несколько минут для них испытание!

• Лишение каких- либо привилегий, например — не выбирают на главные роли в игре.

Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю — шалуны становятся последними.

• Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия.

И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком.

Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. • Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т.

Метод наказания

Для того, чтобы наказание было в рамках педагогики, не унижало и не оскорбляло ребенка, но при этом имело эффект, необходимо соблюдать ряд правил.Условия эффективности применения метода наказания: Наказание только тогда будет эффективным, когда воспитанник понимает, за что его наказывают, и считает такое решение педагога справедливым.

После наказания педагог не должен напоминать воспитаннику о наказании, то есть необходимо соблюдать правило: «наказан – значит прощен».

Справедливое наказание накладывается любимым, уважаемым и авторитетным для ребенка педагогом.

Такое наказание имеет положительное воздействие на ребенка. В том случае, если дети относятся к педагогу с неприязнью, не признают его авторитет, то и наказание исходящие от него будет восприниматься как оскорбление и даже может привести к ухудшению взаимодействия между педагогом и детьми.

Сила и эффективность усиливается в том, случае, если оно исходит от коллектива или же наказание, накладываемое педагогом, поддерживается им.

Воспитанник острее переживает чувство вины, в том случае, если его поступок осуждается товарищами и одноклассниками.

Однако педагогу в данном случае так же необходимо учитывать взаимоотношения данного учащегося и коллектива. В том случае, если они натянуты, то наказание может осложнить ситуацию в коллективе и поспособствовать возникновению конфликта. Не допустимо применять групповые наказания.

В том случае, если за коллективом возникает вина, то следует разобрать довольно тщательно всю ситуацию и наказать, либо уполномоченных (ответственных), либо тех, кто действительно виноват.

Наказание должно быть своевременным.

То есть если педагог опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием – не наказывай».

Наказание не должно оскорблять воспитанника, приносить физические или моральные страдания. Наказание следует подбирать исходя не из личной неприязни к ребенку, а в соответствии с совершенным проступком.

Реферат « Методы наказания как средство воспитательного воздействия » материал

Основные понятия воспитательного воздействияМетод воспитания — это способ достижения цели воспитания, способ получения результата.

Цель можно достичь разными путями.

Сколько же существует методов достичь цели воспитания ребенка? Какие из них быстрее приведут к цели, а какие медленнее? От чего зависит этот процесс и как возможно повлиять на него? Перед тем как ответить на данные вопросы, следует знать, что: в педагогике помимо понятия «метод воспитания» существует понятие «прием воспитания».
Перед тем как ответить на данные вопросы, следует знать, что: в педагогике помимо понятия «метод воспитания» существует понятие «прием воспитания».

Прием воспитания – это частное выражение метода.

Во время практической деятельности метод разделяется на приемы, которые позволяют достичь цели воспитания.

Итак, приемы относятся к методам как частное к общему. К примеру, для метода примера приемом служит встреча с интересными личностями. Для метода поощрения прием — вручение книги.

Воспитатель, учитель или родитель действуют каждый раз по-разному: воздействуют на ребенка и ждут быстрой реакции в сведении; содействуют, т.е. помогают ему; взаимодействуют — сотрудничают с ребенком.

Действия воспитателя организуются различными способами, потому что, добиваясь разных целей (цель определяет выбор метода); разное содержание работы; неодинаковый возраст детей и их особенности и, наконец, воспитательные умения взрослых также неодинаковы [2]. Метод воспитания — это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия. В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: прощение, угроза, поручение, приучение, недоверие, доверие, ласковое прикосновение к ребенку, личный пример, положительный пример, убеждение, требование, и др.

Важно различать истинные методы воспитания с ложными.

Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят упрашивание, увещевание, уговаривание: нотации, морализирование, назидание; мелочные придирки, разнос, ворчание; бесконечные «проработки», запугивание, упреки; захваливание; заорганизованность жизни детей и др. [13]. Воспитывающему человеку важно научиться

Педагогическое наказание: сущность и проблемы применения Текст научной статьи по специальности «Право»

Возможно, это позволит развеять некоторые мифы, существующие применительно к сфере в общественном сознании. 2 См.: Тихомирова Е.Л. Развитие взглядов отечественных педагогов XX века в изучении методов поощрения и наказания детей в семье.

Автореф. дис. канд. педагог. наук. Архангельск, 2004. — С. 4—5. История и современная практика применения педагогических наказаний В древности родители имели обширные права по наказанию детей.

Применялись не только телесные наказания, включая битьё кнутом, но и изгнание из семьи, и даже лишение детей жизни.

В русском Домострое допускалось, в частности, в отношении детей их родителями «биение жезлом и сокрушение ребер»3. Первоначально складывается авторитарная модель воспитания.

Затем формируется гуманистическое направление, которое основывалось на уважении к детям и упор делало на убеждении. Согласно теории «естественного наказания» (Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер), последнее есть реакция самой природы на поведение ребёнка, приучающая его к рассуждению о последствиях поступков.

Например, если ребёнок сломал окно в комнате, наказанием ему будет холодный ветер и простуда.

В сущности, воспитатель маскировался за силами природы с тем, чтобы научить правильно себя вести4.

В начале становления советской педагогической школы наказания были запрещены. Затем отношение к ним изменилось, но осталось достаточно сложным, единство мнений не было достигнуто. Так, В.А. Сухомлинский выступал против наказаний. А.С. Макаренко допускал применение разумной системы взысканий в воспитании.
А.С. Макаренко допускал применение разумной системы взысканий в воспитании. По его мнению, безнаказанность вредна, а наказание такой же естественный метод воспитания, как и другие5.

В целом по- 3 См.: Боголепов Н.П.

Пособие к лекциям по истории римского права. — М., 1890. — С. 59; Загоровский А.И.

Курс семейного права. — М.: Зерцало, 2003. — С. 212, 237—251. 4 См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв.

ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 102-103; Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.

Наказание как элемент воспитательного воздействия.


Нужно ли наказание в подобных случаях?

Конечно, нет. В этом случае необходимо предоставить детям возможность двигательной разрядки.

Предвидя возбуждение детей после малоподвижных занятий, опытный воспитатель стремится целесообразно использовать их накопившуюся энергию (например, предлагает соревнование — кто скорее оденется на прогулку) и тем самым избежать наказания.

Не надо изолировать маленьких нарушителей порядка от детского коллектива.

Ребенок, не умеющий аккуратно есть или совместно играть, не приобретет необходимые навыки, если в наказание его посадят за отдельный стол.

Изолированному ребенку воспитатель меньше уделит внимания, а отсутствие примера для подражания не облегчит совершенствование навыка. Наказания не окажут должного воздействия на ссоры маленьких детей из-за игрушек, если при этом не будет увеличен ассортимент игрушек или если воспитатель не покажет ребятам, как играть вместе. Бывают случаи, когда ребенок преднамеренно создает конфликт.

Тогда воспитатель вынужден прибегнуть к наказанию, показать, что такое поведение недопустимо, и внушить, что подобный поступок не должен повторяться. Обычная форма наказания — замечание, выговор. Важно, чтобы это помогло ребенку понять, в чем его вина.

Замечание, выговор должны быть ясными, краткими, без запальчивости и раздражения.

Если замечание относится к одному ребенку, лучше не привлекать к нему внимание всей группы, это может привести к излишнему возбуждению других детей.

Однако некоторые наиболее значительные проступки детей старшего возраста (небрежное отношение к игрушкам, пособиям, растениям, агрессивность в общении и поведении и др.) могут обсуждаться в детском коллективе, и по ним должны быть сделаны конкретные выводы. Но здесь воспитателю надо проявить тактичность и выдержку и не допускать выражений, оскорбляющих достоинство провинившегося. Требуется также осторожность при выявлении виновника.

Нельзя заранее решать, что виноват обычный нарушитель порядка.

«Так и знала, — говорит воспитатель, — опять Петя безобразничает»

, хотя Петя в этот раз может быть и невиновен.

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

И уже другие пути воздействия на ребёнка становятся малоэффективными.

Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит.

Не действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается.

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Скажите. За что мы поощряем ребенка?

-за учебу -за домашнюю работу -за хорошие поступки -за выполнения поручений -за то, что похвалил воспитатель ….

Скажите. Как можно поощрить? -добрым словом -подарком -деньгами -разрешением запретного для этого возраста Может ли здесь прослеживаться неразумная родительская любовь? К чему она может привести? (если за все хорошие поступки поощрять не только добрым словом) Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно.

Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные А какой самый надёжный способ поощрения? (доброе слово, одобрение) Правила поощрения: 1. Не увлекайся. 2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений. 4. Чаще улыбайтесь. 5. Дарите подарки и учите их принимать. 6. Не хвалите из жалости. 7. Не хвалите из желания понравиться Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.

Задача наказания: создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз. Предлагается родителям рассказать за что наказываем ребенка и как его можно наказать? Правила наказания: 1. Наказывая,подумай: Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать. 4. Одно наказание – за один проступок. 5. Помни о сроке давности. 6.

Наказал – забудь о проступке.

7.

Консультация для родителей «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»

Татьяна Мочалина МБДОУ д / с Старшая группа «Русалочка» Воспитатель: Мочалина Татьяна Михайловна.

Доклад для родителей. Тема: «Виды наказаний для детей дошкольного возраста» Психика ребенка дошкольного возраста находится в состоянии развития. Она еще слабая и неокрепшая, поэтому основным принципом воздействия на ребенка этого возраста является принцип «Не навреди!» К ребенку следует подходить бережно, осторожно. Любое наказание должно помочь психическому развитию ребенка, а не затормаживать его.

Даже зная хорошо общие законы психического развития ребенка, нужно учитывать, что у каждого они проявляются своеобразно и неповторимо. Наказания в отношении к детям дошкольного возраста применялись всегда.

Они были различными. Например, в аристократических семьях за проступки детей лишали сладкого блюда. Володю Ульянова (Ленина) помещали на определенное время в папино кожаное кресло и ограничивали в движениях. Так как Володя был резвым и подвижным ребенком, нахождение в неподвижном состоянии требовало от него больших усилий.

Применялся также запрет на игру с другими детьми. В повести В. Гарина- Михайловского «Детство Темы» описывается, как отец Темы — генерал в том случае, если Тема вел себя дерзко и вызывающе, применял физические меры воздействия.

Он приводил ребенка к себе в кабинет и жестоко избивал его ремнем.

Однако Тема не стал от этого послушным и скромным, зато он отдалился от своего отца и даже во взрослом возрасте чувствовал отчуждение к нему. В силу особенностей своей личности Тема не мог быть другим, поэтому к нему нужно было применять другие меры воздействия. Например, доверительная беседа, что и делала его мать.

В своих беседах она говорила о том, что Тема уже взрослый, он — будущий мужчина, а мужчине не подобает вести себя таким образом.

Это влияло на самолюбие Темы, и он стремился стать лучше, управлять своим поведением. Михаил Зощенко из-за своей впечатлительной натуры и событий раннего детства приобрел психоневроз, которым страдал всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет его мать в качестве наказания сказала, что, если он будет капризничать, она отдаст его нищим, которые в этот момент были неподалеку.

Ребенок испытал такой ужас при виде грязных и оборванных нищих, что не смог избавиться от него даже в зрелом возрасте. Всю жизнь он просыпался по ночам от страха, так как видел во сне протянутые к нему руки людей в лохмотьях. Так, необдуманная фраза, сказанная матерью, надломила психику ребенка.

Наказания, применяемые к ребенку, не должны отрицательно сказываться на его физическом и психическом здоровье.

Например, нельзя за плохое поведение лишать ребенка обеда, только сладкого блюда – можно. Нельзя лишать прогулки, применять наказания и говорить слова, унижающие достоинства личности ребенка.

Фразы «и в кого ты такой уродился», «и на кого ты похож», «ты – настоящий поросенок», «и ничего – то ты не умеешь» унижают достоинство и занижают самооценку. Впоследствии у ребенка может развиться комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Нельзя надолго ставить в угол, так как от длительного стояния у детей выделяется белок.

Можно использовать такие виды наказаний: Ограничения в игре Ограничения в движении/ посиди, подумай/ Лишение сладкого блюда Отмена похода в зоопарк, театр, цирк и др. развлечений Ограничения в общении/ не буду с тобой разговаривать, пока не исправишься/ Доверительная беседа Главное, чтобы ребенок понимал, что он заслужил наказание, осознал свои проступки и стремился стать лучше, а не озлобился и не замкнулся. Наказания должны быть справедливые и соответствовать проступку.

Как выбрать правильное наказание для ребенка

Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками.

В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось.

Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин.

Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время.

Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами).

Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком.

Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости. Моральные санкции (порицание, осуждение).

Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи).

Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Views on a child, his comprehension and treatment depend on these issues. Key words: encouragement, approval, infusion, assistance, stimulation, acceleration, punishment, scolding, reward and punishment, instructions, retribution, correction, charge, misdeed, reclamation, reprimand, demand, penalty. Понятия «поощрение» и «наказание» воспринимаются обычно как антиподы.

Вместе с тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» и «наказание» лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), то нетрудно заметить, одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «приохочивание», «содействие», «ускорение», «придание храбрости» («куражу»), «стимулирование» и т.

п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор» («реприманд»), «обременение», «кару», «требование», «рекламацию», «штраф», «стимулирование» и пр.

В этимологии этих понятий есть и общее понятие стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе.

Поощрение несет в себе позитивный эмоциональный заряд и является стимулирующим средством, тогда как наказание есть негативное вспомогательное воспитательное средство, которое используется, когда позитивные средства не приносят желаемого успеха.

Воспитание дисциплины и применение наказаний прошло свой длительный исторический путь вместе с развитием человеческого общества.

В первобытнообщинном обществе люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении, а физическое наказание ограничивалось шлепком, угрозой, ударом палкой по следу ребенка.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока и

12 видов наказания ребенка

Ведь в своих поступках ребенок ориентируется на слова родителей и их оценку (послушный/непослушный).

Результатом могут стать неуверенность в себе, чувство постоянной тревоги, замкнутость, стремление избегать всего нового и непонятного, ощущение собственной недостойности и ненужности, что не наилучшим образом сказывается на развитии малыша. 5. Позиция «стороннего наблюдателя»Этот вид наказания, возможно, является самым сложным именно для родителей. Ведь смысл его в том, чтобы дать нашалившему малышу возможность самому подумать о совершенном проступке, сделать собственные выводы и, по возможности, постараться исправить все самостоятельно.

Не следует сразу же указывать ребенку на его проступок, а дать время на принятие самостоятельного решения.

Например, рассыпал или пролил что-то – убери за собой, сломал – попробуй починить. Здесь важно, чтобы действие исправления соответствовало возрасту ребенка и не являлось непосильным для его лет трудовым наказанием.

Родитель в сложившейся ситуации может помочь и быть примером для подражания.

6. Прекращение потенциально опасных действийПрименяется тогда, когда поступки, совершаемые малышом, могут нанести вред его здоровью или здоровью окружающих, привести к порче материальных ценностей.

В таком случае действия ребенка должны быть немедленно прекращены родителями. Если малыш отреагировал на блокаду его деятельности бурно и негативно, стоит подождать, пока он успокоится, а после – спокойно провести разъяснительную работу в конкретной ситуации.

7. Конфликт «на паузе»Метод оправдан, когда ребенок находится в состоянии «эмоциональной бури» и немедленная реакция на его поведение только усугубит ситуацию. В таком случае конфликтный момент как бы ставится на паузу до момента наступления эмоциональной стабильности, а потом обязательно обсуждается.

8. Лишение удовольствийЗаключается в запрете или ограничении компьютерных игр, просмотра мультфильмов, отказе в покупке игрушек или сладостей.