Механизм государства китая


Политический строй и государственное устройство


Конституция КНР гарантирует каждому гражданину страны основные права: избирать и быть избранным; право свободы слова, печати, собраний, создания обществ, шествий и уважение человеческого достоинства, неприкосновенность жилища; свободу переписки и сохранение тайны переписки; право критиковать и вносить предложения в адрес любого государственного учреждений и государственного служащего, а также право контроля над их деятельностью; право на труд, отдых и материальную помощь государства и общества по старости, болезни или потере трудоспособности; право на образование и занятие научной, литературной, художественной и другого рода культурной деятельностью. Помимо того, Конституцией предусматривается право низовых организаций на демократическое управление своими делами и право народных масс на самоуправление, тем самым гражданам предоставляется возможность непосредственно управлять делами в экономической, культурной и общественной жизни. Например, государственные предприятия и хозяйственные организации кооперативного сектора осуществляют демократическое управление через собрания или съезды рабочих и служащих.

Квартальные комитеты в городах и сельские комитеты осуществляют самоуправление, занимаясь общественной работой и делами общественного благосостояния, а также доводят до сведения местных органов власти мнения, просьбы и предложения народных масс. Конституция в качестве Основного закона государства имеет высшую юридическую силу. Все народы страны, все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны рассматривать Конституцию как основной критерий своей деятельности.

Китайское правительство дает высокую оценку Всеобщей декларации прав человека. Оно считает, что эта декларация является первым международным документом, в котором в систематизированной форме предусмотрены конкретные положения в области уважения и защиты элементарных прав человека, заложен фундамент практического осуществления прав человека в мире.

Государственное устройство в КНР. Общая характеристика

Госсовет проводит в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые Всекитайским собранием народных представителей (далее — ВСНП) и его Постоянным комитетом, он ответствен перед ними и подотчетен им. Госсовет в сфере своих полномочий определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издаёт постановления и распоряжения.

В состав Госсовета входят: · Премьер · Вице-премьеры · члены Госсовета · начальник секретариата · руководители министерств и ведомств · председатели госкомитетов · председатель Народного банка Китая · начальник Государственного ревизионного управления.

17 марта 2008 года на 7-м заседании 1-й сессии ВСНП 11-го созыва Ли Кэцян, Хуэй Лянъюй, Чжан Дэцзян и Ван Цишань утверждены вице-премьерами, Лю Яньдун, Лян Гуанле, Ма Кай, Мэн Цзяньчжу и Дай Бинго — членами Госсовета КНР, Ма Кай — ответственным секретарем Госсовета КНР.

  • Конституционно-правовой статус судебной власти в КНР.

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности органов суда и прокуратуры, являются конституция КНР, Закон об организации народных судов и Закон об организации народной прокуратуры. Высшим судебным органом является Верховный народный суд, несущий ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК.

Председатель Суда назначается ВСНП на срок полномочий последнего и не может занимать своей должности более двух сроков подряд. Местные народные суды делятся на 3 ступени: низовые (на уровне уездов, автономных уездов, городских районов); средней ступени (в автономных округах, городах провинциального подчинения или подчиненных автономным районам, а также в районах городов центрального подчинения); высшей ступени (в городах центрального подчинения, провинциях и автономных районах).

Председатели местных народных судов различных ступеней избираются соответствующими собраниями народных представителей и ответственны перед ними и их постоянными комитетами. Конкретная форма ответственности сводится к отчетам о работе

Как устроена система власти в современном Китае?

2 марта 20201,8 тыс. прочитали2,6 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы1,8 тыс.

прочитали до концаЭто 71% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтенияНи для кого не секрет, что для развития и процветания абсолютно любого государства необходима стабильность, которая в свою очередь является «производной» от такого понятия как «транзит власти». В Китайской Народной Республике, по мнению многих экспертов, с этим проблем нет, и процедура транзита является очень эффективной.IVCHINAГоворя о современном Китае — Китайской Народной Республике, стоит упомянуть о так называемых поколениях руководителей. Иными словами, «поколение руководителей» — это группа лиц во главе с лидером китайской компартии и государства, начиная от самого провозглашения КНР в 1949 году.»Поколений руководителей» насчитывается пять:

  1. Мао Цзэдуна.
  2. Дэн Сяопина.
  3. Цзян Цзэминя.
  4. Ху Цзиньтао.
  5. Си Цзиньпина.

Первые два руководителя были наиболее харизматичными, прошедшими сквозь «горнило» революции и гражданской войны, а также войны с японскими захватчиками.В историю они вошли как «Великий кормчий», основатель КНР (Мао Цзэдун); а также «Главный архитектор» политики реформ и открытости, автор китайского экономического чуда (Дэн Сяопин).

О них можно почитать на моём канале, ссылки в конце статьи.Начиная с третьего «поколения», руководство в КНР было своего рода коллективным, в рамках которого лидер в руководстве партии и государства был «первым среди равных» по отношению к членам Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.Однако, как сообщает авторитетный еженедельник «Эксперт», после транзита власти от 4 поколения (Ху Цзиньтао) к 5 поколению (Си Цзиньпина), последний постепенно переходит на «ручное» управление партией и государством, что всё больше начинает походить на «стиль руководства» Мао Цзэдуна и его преемника — Дэн Сяопина.

diletant.mediaДля справки: в КНР, в которой главной руководящей и политической силой является Коммунистическая партия Китая, высший пост — Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая (Генсек ЦК КПК), высшая должность в партии (с 1943 по 1982 года — Председатель ЦК КПК).

diletant.mediaДля справки: в КНР, в которой главной руководящей и политической силой является Коммунистическая партия Китая, высший пост — Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая (Генсек ЦК КПК), высшая должность в партии (с 1943 по 1982 года — Председатель ЦК КПК). Ныне действующий Генсек ЦК КПК Си Цзиньпин также является Председателем КНР (вторая по важности должность в КНР после Генсека ЦК КПК) и Председателем Центрального военного совета КНР (ЦВС).Итого, 3 важнейшие должности в партии и правительстве дают Си Цзиньпину следующее:

  • Генсек ЦК КПК — высший пост в партии, главной политической силы в Китае. Контроль над партией.
  • Председатель КНР — главный пост в правительстве страны. Контроль над правительством.
  • Председатель ЦВС — Главнокомандующий Народно-освободительной армией Китая. Контроль над армией.

Кроме того, действующая система власти была серьёзно «подкорректирована» между XIX съездом КПК в октябре 2017 года и сессией ВСНП (Всекитайского Собрания Народных Представителей — китайского парламента) в марте 2021 года. Так, было отменено конституционное ограничение на 2 срока для Председателя КНР, теперь оно бессрочное.

Также бессрочным стал срок нахождения на должности Генсека ЦК КПК (ранее — 5 лет).

Государственное устройство и политическая система Китая

Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК.

Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область.

Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов. Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии. Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК).

Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно. Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует

Государственное управление в Китае

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Так, в Китае народ реализует государственную власть через Всекитайское собрание народных депутатов и местные собрания различных уровней.

Такие собрания формируются демократическим путем и подконтрольны народу. Другими словами, основным видом органов государственного управления в Китае являются выборные представительные органы различных уровней. Специфика государственного устройства Китая связана с наличием двух законодательных органов высшего уровня – это Всекитайское собрание и Постоянный комитет всекитайского собрания, формируемый из числа депутатов Собрания.

Специфика государственного устройства Китая связана с наличием двух законодательных органов высшего уровня – это Всекитайское собрание и Постоянный комитет всекитайского собрания, формируемый из числа депутатов Собрания. Такой комитет наделен собственными законодательными полномочиями, а также подменяет Собрание в период между сессиями.

Сходная модель существовала в советском государстве.Высший орган государственного управления Китая – это Всекитайское собрание народных депутатов, законодательный представительный орган.

Структурно названный орган состоит из одной палаты, его правовой статус закреплен Конституцией и соответствующим специальным законом. Срок полномочий собрания составляет 5 лет, выборы депутатов организуются Постоянным комитетом Собрания, состав Собрания не должен превышать трех тысяч членов.Функция государственного управления, реализуемая Собранием, во многом схожа с функциями парламента в зарубежных государствах.

Законодательное собрание решает следующие задачи государственного управления: реализует полномочия по внесению изменений в основной закон; осуществляет конституционный контроль; принимает законы по регулированию уголовных, гражданских и иных правоотношений, об организации деятельности государственного механизма и другие; утверждает планы социально-экономического развития страны, осуществляет контроль их реализации; рассматривает вопросы организации и управления государственным бюджетом; формирует состав иных государственных органов, утверждает и освобождает высших должностных лиц.

Система государственного управления Китая

Исключительное право КПК на идеологическое и политическое руководство основано на тезисе о том, что она единственная организация, выражающая подлинные интересы народа и имеющая четкое представление о целях общества и способах их достижения.

В политической системе Китая нет места для организованной оппозиции, оспаривающей прерогативы КПК. Система государственного управления в коммунистическом партийном государстве опирается на ряд базовых принципов, которые определяют характер отношений властвующих и управляемых. В качестве основополагающего принципа, определяющего суть взаимоотношений Коммунистической партии и общества, выступает принцип патернализма.
В качестве основополагающего принципа, определяющего суть взаимоотношений Коммунистической партии и общества, выступает принцип патернализма.

Он был закреплен во всех конституциях КНР и раскрывают смысл функции политической опеки партии в отношении общества. КПК доказывает законность своих притязаний на власть тем, что, опираясь на знание законов исторического развития, она способна выражать коренные интересы всего народа. Концентрированно выражая волю китайского народа, КПК формулирует политический курс и установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решений парламента — Всекитайского собрания народных представителей — становятся законами и решениями государства.

Будучи «ведущей и направляющей силой», КПК осуществляет свою деятельность с учетом мнений и предпочтений народа (принцип следования «линии масс»). Эти мнения принимаются во внимание, согласуются со стратегическими целями, намеченными лидерами партии, и тем самым оказывают воздействие на проводимый политический курс.

Предполагается, что работники партаппарата на всех уровнях поддерживают постоянный и тесный контакт с рядовыми гражданами, и благодаря этому партийная организация получает возможность преобразовать разрозненные идеи и настроения в четкие политические программы, которые массы воспринимают уже как свои собственные.

Тем самым патернализм опирается на поддержку масс, а политический курс формируется идеями, идущими от масс. Таким образом, реализуется положение ст.
1 Конституции

Форма входа

При Госсовете функционируют 28 министерств и комитетов, управление аудита и органы, находящиеся в непосредственном подчинении у Госсовета.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ СОВЕТ КНР Центральный Военный Совет КНР является высшим государственным военным органом, несёт ответственность за руководство вооруженными силами КНР.

Председатель Совета избирается Всекитайским Собранием Народных Представителей. Председатель несёт ответственность перед ВСНП и его постоянным комитетом. Срок полномочия Центрального Военного Совета составляет 5 лет. Срок полномочий может быть продолжен, без ограничений. Китайские Вооруженные Силы состоят из Народной Освободительной Армии Китая (НОАК), Народной вооружённой милиции Китая и народного ополчения.
Китайские Вооруженные Силы состоят из Народной Освободительной Армии Китая (НОАК), Народной вооружённой милиции Китая и народного ополчения. НОАК является регулярной армией государства.

Народная вооружённая милиция Китая несёт ответственность за защиту безопасности граждан и обеспечение общественного порядка. Народное ополчение является организацией, относящейся к массовым вооруженным силам страны, не освобожденным от производства.НАРОДНЫЙ СУД Народный суд – это государственный судебный орган.

В Китае есть Верховный народный суд. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения заседают народные суды высшей инстанции. Есть также народные суды средней и низшей инстанций.

Верховный народный суд – это высший государственный судебный орган. Он имеет самостоятельную юрисдикцию и является высшим органом контроля над местными судами и специальными народными судами разных уровней. Верховный народный суд докладывает о своей работе ВСНП и его Постоянному Комитету.

Председатель Верховного народного суда, заместитель председателя и члены судебного комитета назначаются ВСНП. Ответственность Верховного народного суда: он рассматривает апелляции и встречные иски, проверяет приговоры по высшей мере наказания и решения народных судов разных уровней, определяет сущность преступлений, не предусмотренных уголовным кодексом, разъясняет и решает соответствующие юридические проблемы и т.

Системы государственного управления Китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

317].

Высшим органом государственной власти в КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), постоянно действующий орган которого — Постоянный комитет ВСНП. Оба эти органа осуществляют законодательную власть в стране.

Депутаты ВСНП избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил путем многоступенчатых выборов на конкурсной основе сроком на 5 лет. В ходе выборов 1998 г. в ВСНП избрано 2978 человек [3, с. 317]. В соответствии с Конституцией (ст.

62), Всекитайское Собрание Народных Представителей осуществляет следующие полномочия: — изменяет Конституцию; — осуществляет контроль за проведением в жизнь Конституции; — принимает и изменяет уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы; — избирает Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики; — по представлению Председателя Китайской Народной Республики утверждает кандидатуру Премьера Государственного Совета; по представлению Премьера Государственного Совета утверждает кандидатуры заместителей Премьера Государственного Совета, членов Государ- © Миннибаев Б.И., 2013.

107 Новый университет. 2013. № 12 (34) ISSN 2221-7347 ственного Совета, министров, председателей комитетов, Главного ревизора, Начальника секретариата; — избирает Председателя Центрального военного совета; по представлению Председателя Центрального военного совета утверждает кандидатуры других членов Центрального военного совета; -избирает Председателя Верховного Народного Суда; — избирает Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры; — рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении; — рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; — изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей; — утверждает образование провинций, автономных областей и городов центрального подчинения; — утверждает

Внешнеполитический механизм с «китайской спецификой» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

цивилизации «до-осевого времени», для которой характерна тесная спаянность им-перскости с религией в некий политико-культурный комплекс, прямо включающий в себя обожествление правителя.

Оплодотворившее Китай конфуцианское социально-этическое учение, приобретшее со временем универсалистское значение, далеко выходившее за страновые рамки, придало китайской государственной конструкции уникальную стабильность. Оно сыграло роль того духовного «прорыва», или «озарения», которое дало специфически китайский ответ на сформулированную К.

Ясперсом и его последователями философему

«напряженности между мирским и трансцендентальным порядками в ее институциональном отражении, породившем новый тип социальной и цивилизационной динамики в истории человечества»

1.

Китай на протяжении тысячелетий был велик и обеспечивал «запас прочности», устойчивости китайской государственности не своим могуществом, а «духовным обручем» конфуцианства, склонного к гармонизации миропорядка и к компромиссам во имя самосохранения в любой ситуации.

Учение Конфуция с его идеалом «государства-семьи» во главе с совершенным и справедливым правителем, опирающимся на честных, благородных и мудрых чиновников, не знающих других помыслов, кроме как «служить народу», выступало в качестве регулятора практически всех аспектов «китайского образа жизни», но, при этом неизменно экстраполировало китайскую модель упорядоченного, иерархического социума, в котором каждый обязан неукоснительно выполнять Корсун Владимир Андреевич — кандидат исторических наук, доцент Кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, e-mail: ту социальную роль, которая ему предназначена «предопределением» («мин»), на весь окружающий Китай мир. Подлинным стержнем подобной иерархизированной идеократии у конфуцианцев выступают, конечно же, не народные низы и простолюдины, «своекорыстные и не ведающие человеколюбия», а когорта «аристократов духа», отгородившаяся от народа китайской стеной иероглифической грамотности и выполняющая функцию

Государственный строй Китайской Народной Республики

Такие авторы, как Прудников А.С., Ларина Л.А.

описали особенности органов местного управления в иностранных государствах.

В каждой главе содержится историческая справка, а также обзор государственного устройства и правовой системы федеративных и унитарных государств. У Мухаева Р. Т. Довольно подробно описан механизм функционирования органов политического, административного, муниципального управления.

Исходя из этого, целью данной работы является: Рассмотрение и анализ современной системы государственного управления Китайской Народной Республики, структуру, организацию деятельности и функции органов государственной власти.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1) Рассмотреть конституционный строй Китайской Народной Республики; 2) Изучить систему органов государственной власти КНР; 3) Изучить систему органов местного управления; Объект работы: объектом темы исследования является система государственного управления Китайской Народной Республики.

Предмет работы: предметом исследования являются структура, организация деятельности и функции государственных органов КНР. Теоретико-методологическая и эмпирическая база: Для решения поставленных задач в ходе исследования были использованы теоретические положения науки управления и других отраслей знаний, научные работы и статьи различных авторов.

Кроме того, применялись различные методы, такие как метод анализа, структурный метод, метод научного подхода и другие. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследование данной темы поспособствует расширению горизонта знаний в этой области и поможет при дальнейшем изучении дисциплин, смежных с данной проблематикой.

1. Конституционный строй китайской народной республики Согласно конституции КНР — государство, построенное на принципах социализма демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян.[14, 237].

Со времени образования Китайской Народной

Государственное управление и регулирование социального и экономического развития в китайской народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Key words: model of state regulation, modernization, construction of the economy of knowledge, long-term state planning, economic development. ВВЕДЕНИЕ В КНР ведется постоянная работа по совершенствованию государственного управления и регулирования экономического развития, с учётом опыта государственного регулирования экономик в быстроразвивающихся азиатских странах.

Так, главная специфика «азиатского чуда» — это особая роль государства в экономических процессах. Изучение особенностей экономической политики выбранных стран Азии (Сингапур, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Малайзия). Определить азиатскую модель государственного регулирования экономики (таблица 1).

Исследование азиатской модели государственного регулирования экономики выявило её следующие общие механизмы: 1) индикативное планирование экономического развития; 2) регулирование финансовых потоков в соответствии с плановой стратегией; 3) стимулирование экспорта для получения валютной выручки и импорта высокотехнологичного оборудования; 4) стимулирование сбережений и инвестиций, в том числе иностранных; 5) формирование образования эффективной инновационной системы с существенными налоговыми льготами в сфере затрат на НИОКР.

Оценка особенностей социально-экономических систем быстроразвивающихся азиатских стран позволила доказать, что в этих странах при прочных отношениях бизнеса и государства влияние государства было определяющим. Модель указывает, что эффективное управление и регулирование экономики может быть обеспечено лишь при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования национальной экономики.

Таблица 1 — Азиатская модель государственного регулирования экономики Принципы и механизмы Их характеристика Сильная регулирующая роль государства в развитии экономики при эффективной системе индикативного планирования Стимулирование экономического роста осуществляется по следующим направлениям: 1) государство

Кита́й

В КНР св.

2 тыс. выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

Круп­ней­шие ву­зы: Пе­кин­ский ун-т (1898), Цинхуа (1911), Кит. нар. ун-т (1950), Центр. ун-т на­цио­наль­но­стей (1951), Пе­кин­ский пе­да­го­гич.

ун-т (1954); центр. ака­де­мии: ис­кусств (1918, совр. назв. с 1950), те­ат­ра (1950), де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва и ди­зай­на (1956) – все в Пе­ки­не; ун-ты – Тунцзы (соз­дан нем­ца­ми в 1907, совр.

назв. с 1927, Шан­хай), Чжэц­зян­ский (1897, совр.

ста­тус с 1998, г. Хан­чжоу), Шань­дун­ский (1901, Цзи­нань), Сы­чу­ань­ский (1905), Сян­ган­ский (ос­но­ван в 1887 как мед. кол­ледж, совр. ста­тус с 1911, Сян­ган), Фу­дань­ский (1905, совр. назв. и ста­тус с 1917), Нань­кай­ский (1919, г.

Тянь­цзинь), им. Сунь Ят­сена (1924, совр. назв. с 1926, г. Гу­ан­чжоу), Центр. Юж­ный (2000, на ба­зе 3 ун-тов, г.

Чан­ша), а так­же ун-ты в Уха­ни (1893, совр.

назв. и ста­тус с 1923), Нан­ки­не (1902), Ся­мы­ни (1921, с 1937 го­су­дар­ст­вен­ный).

На­уч.-тех­нич. ун-ты: Сев.-Во­сточ­ный (1923, г.

Шэнь­ян), Центр.-китай­ский (1953, под этим назв. с кон. 1990-х гг., г. Ухань), Ки­тай­ский (1958, г. Хэ­фэй), Пе­кин­ский тех­но­ло­ги­че­ский (1960).

Круп­ные ча­ст­ные ун-ты: «Дун Фан», за­оч­ный Хай­дянь­ский (Пе­кин), «Ян Энь» (г. Цю­ань­чжоу), На­уч.-тех­нич.

«Ху­ан­хэ» (пров. Хэ­нань), «Хуа­лянь» (Гу­ан­чжоу) и др. В К. функ­цио­ни­ру­ют 1372 ака­де­мич.

и уни­вер­си­тет­ские биб­лио­те­ки, 781 пуб­лич­ная, бо­лее 1000 спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных.

Нац. биб­лио­те­ки: На­цио­наль­ная (с 1800 как двор­цо­вая, совр. назв. и ста­тус с 1987, 18 млн.

экз., 5-е ме­сто в ми­ре по объ­ёму фон­дов, на её ба­зе в 1999 соз­да­на Нац. элек­трон­ная б-ка, Пе­кин), Нан­кин­ская (1907), Шан­хай­ская (1952); на­уч.

биб­лио­те­ки при ака­де­ми­ях КНР, ву­зах, НИИ. В К. св. 2300 му­зе­ев, соз­дан К-т по де­лам нац.

му­зе­ев (2006). Гл. нац. му­зеи: двор­цо­вый ан­самбль Гу­гун (1420, с 1914 му­зей, Пе­кин; часть кол­лек­ции – в г. Тай­бэй) и дво­рец ди­на­стии Цин в Шэнь­я­не; двор­цы и ср.-век.