Методы деятельности органов исполнительной власти понятие и виды


Оглавление:

Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти.


Поощрительное воздействие способствует возникно­вению интереса к совершению определенных дел, получению матери­ального, морального, иного одобрения. Как методу деятельности исполнительной власти поощрению прису­щи следующиеособенности: — фактическим основанием для применения поощрения являются зас­луга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти; — поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является со­ставной частью государственного контроля; — поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдель­ных индивидуальных или коллективных субъектов; — поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами; — в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реа­лизуется в форме правоприменения; — поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимули­руя его. Виды поощрений. 1) В зависимости от оснований: А) Абсолютное поощрение, обусловленное абсолютными основаниями по­ощрения.

Такими основаниями являются: добросовестное выполне­ние трудовых и служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти де­тей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки и т.

п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти де­тей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки и т. п.; Б) относительное поощрение — регламентировано КоАП РСФСР, дисциплинарными уставами. Нормы указанных актов обязы­вают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда.

Статьей 34 КоАП РСФСР определено, что чистосердечное рас­каяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда являются обстоятельствами, смягчающими ответ­ственность за административное правонарушение. 2) С точки зрения правовой основы различают: А) Формальное поощрение — поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными правопримеиительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книж­ку, служебную карточку)

Текст книги «Административное право Российской Федерации: Учебник»

Убеждение и принуждение в государственном управленииУбеждение – это главный метод деятельности органов исполнительной власти. Сущностью этого метода является использование должностными лицами органов исполнительной власти различных средств воспитания, разъяснения, пропаганды для формирования необходимого поведения управляемого (подвластного).

Принуждение – вспомогательный метод деятельности. Оно используется тогда, когда средства убеждения оказываются неэффективными, т.е. когда нарушаются требования правовых предписаний, установленных в сфере государственного управления.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия для обеспечения правопорядка. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения.

Они выполняют карательную функцию. Административно-принудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения и пресечения. Для административного принуждения характерно следующее: ♦ возможно внесудебное применение принудительных мер; ♦ эти меры применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении у полномочных органов исполнительной власти; ♦ они применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющих ведомственных границ (например, правила дорожного движения, требования промышленной безопасности); ♦ эти меры применяются уполномоченными органами исполнительной власти и судами (судьями).

Для административного принуждения характерно следующее: ♦ возможно внесудебное применение принудительных мер; ♦ эти меры применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении у полномочных органов исполнительной власти; ♦ они применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющих ведомственных границ (например, правила дорожного движения, требования промышленной безопасности); ♦ эти меры применяются уполномоченными органами исполнительной власти и судами (судьями). По целевому назначению они могут быть разделены на три группы. 1) административно-предупредительные меры; 2) административно-пресекательные меры; 3) административные наказания.

Административного-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также предотвращения иных опасных для жизнедеятельности общества явлений (надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; реквизиция имущества и др.).

ВОПРОС 44. Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти

1. Методы деятельности исполнительной власти — способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Составляющие части методов деятельности исполнительной власти: • способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив; • способы обеспечения преобладания воли субъекта власти; • способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности; • средства достижения определенных целей.
Составляющие части методов деятельности исполнительной власти: • способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив; • способы обеспечения преобладания воли субъекта власти; • способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности; • средства достижения определенных целей. Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел.

Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

2. Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления.

В связи с этим различают методы прямого и косвенного воздействия.

Характерные признаки методов прямого воздействия: • прямое воздействие на волю; v приказной характер; s однозначность указаний; • широкое использование правительственных, ведомственных актов; • наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения; • стимулирование выполнения указаний; • широкое использование внеэкономического принуждения.

Особенности методов косвенного воздействия: • руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении; • акты власти управомочивают на определенные действия; • у подвластных существует возможность выбора варианта поведения; • автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями; • наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений. НАЗАД; ВПЕРЕД Вы можете следить за комментариями к этой публикации через . Отзывы и пинг пока закрыты.

Образовательный блог по административному праву профессора Арсланбековой Аминат Зайдулаевны

Это соглашения, заключаемые между субъектами административно-правовых отношений по реализации своих полномочий.

Юридическими последствиями заключения такого договора является обязанность каждого из субъектов исполнить его.

Любые исключения из этого правила прямо устанавливаются законодательством, при этом иные участники договора получают возможность требовать компенсации убытков. 3.Представление установленных законом обязательных государственных отчетов. Данная форма является одним из способов осуществления контроля и надзора для обеспечения законности в системе исполнительной власти.

После представления таких отчетов государственные органы дают оценку законности и эффективности деятельности подконтрольного субъекта, и в случаях отклонений от установленных параметров могут применять меры в виде наказаний или поощрений. 4.Совершение иных юридически значимых действий.

К таким действиям можно отнести: разработку программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия. II. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий. К неправовым формам относятся: организационные действия и материально-технические операции.

Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий.

В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов.
В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов. Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов.

К вопросу об административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

Таким образом, административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти можно разделить на два вида: правотворческую деятельность и правоприменительную деятельность. По целям использования различают внутренние (решение вну-триорганизационных вопросов) и внешние (обеспечивают решение возложенных задач и функций) формы деятельности органов исполнительной власти. В системе властных отношений имеются определенные средства воздействия на социальные процессы с целью адаптации к их властной воле.

В административных отношениях эти средства именуются методами государственного управления, т. е. приемами целенаправленного юридического воздействия.

И.В. Максимов выделяет специфические черты метода управления:

«Он призван воздействовать непосредственно на волю, поведение того или иного участника общественных отношений как социальную действительность; используется субъектами управленческих отношений для решения стоящих перед ними повседневных задач»

4.

В этой связи Ю.Н. Старилов отмечает, что

«как и всякое управленческое воздействие, методы управления обеспечивают должный порядок в системе»

5. В теории административного права под методами деятельности органов исполнительной власти принято понимать предоставленные органам исполнительной власти (их должностным лицам) нормами административного права возможности эффективно решать возложенные на них задачи и функции.

Это способы воздействия органов исполнительной власти (должностных лиц) на управляемые объекты.

По характеру воздействия субъектов исполнительной власти на управляемых различают методы прямого управляющего воздействия (властное воздействие на управляемого) и методы косвенного управляющего воздействия (воздействие на интересы подвластного). Методы прямого управляющего воздействия именуются административными методами управления, методы косвенного управ- ляющего воздействия — экономическими методами управления.

Деление методов управления на административные и экономические условное, так как экономические средства воздействия входят в содержание административных методов управления6.

Понятие, признаки и виды административно-правовых методов государственного управления

Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  1. они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  2. в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  3. их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.
  4. они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание Метод убеждения и принуждения В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение.

Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении.

Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка. При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений.

Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти

186 Глава 10. Методы деятельности исполнительной власти В целом способы и средства целенаправленного воздействия на людей детерминированы объективными условиями. Они в значительной степени обусловлены состоянием производительных сил, характером производственных отношений, взаимоотношениями классов и иными конкретными историческими условиями.

Кроме того, методы властвования зависят и от особенностей объекта воздействия, уровня культуры и от ряда других объективных обстоятельств.

Выбор методов детерминирован и целью, характером решаемых задач. Например, такие задачи, как безопасность на дорогах, снижение или повышение уровня рождаемости, требуют различных способов управляющего воздействия.

Признавая большое значение объективного фактора, все же не следует переоценивать его.

Лишь небольшое число общественных отношений жестко диктует выбор метода действий. В большинстве случаев цель достигается различными средствами.

Конечно, их ценность неравнозначна, так как использование одних требует больших затрат времени и сил, чем других, неодинаковы и побочные последствия. В каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, * пути, средства решения задачи.

Можно назвать их наиболее существенные черты. 1. Это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека.

Во всех случаях метод выступает как * особая связь людей.

2. Это способы обеспечения преобладания воли субъекта власти. ‘ 3. Это способы организации, упорядочения происходящих в сие- \ теме процессов, приемы осуществления общих функций, возни- ; кающих в процессе совместной деятельности.

,! 4. Это средства сознательного воздействия, пригодные для мно- ( гократного использования. : ^ 5. Это средства достижения определенных целей.

\ Методы реализации исполнительной власти можно поделить \ на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гиб кие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и об щественные.

Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти

1. 2. Классификация методов по характеру воздействия 1.

Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Составляющие части методов деятельности исполнительной власти: • способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив; • способы обеспечения преобладания воли субъекта власти; • способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности; • средства достижения определенных целей. Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы поощрения, убеждения и принуждения.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Поощрение – это способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или другого одобрения. 2. Классификация методов по характеру воздействия Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления.

В связи с этим различают методы прямого и косвенного воздействия.

Характерные признаки методов прямого воздействия: • прямое воздействие на волю; • приказной характер; • однозначность указаний; • широкое использование правительственных, ведомственных актов; • наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения; • стимулирование выполнения указаний; широкое использование внеэкономического принуждения. Особенности методов косвенного воздействия: • руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении; • акты власти управомочивают на определенные действия; • у подвластных существует возможность выбора варианта поведения; • автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями; • наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений.

Вопрос 4. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти

Для таких актов характерны следующие черты: • они издаются только полномочным субъектом с соблюдением установленных правил; • являются его односторонним властным волеизъявлением; • имеют императивный характер; • подзаконны; • направлены на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений в целях реализации функций исполнительной власти.

Правовыми актами управления, обладающими высшей юридической силой, являются законы. Закон — нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом Российской Федерации или ее субъекта и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы, издаваемые на территории Российской Федерации, можно разделить на три группы. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – нормативные правовые акты, определяющие основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, на основе которых строится и детализируется вся система нормативных правовых актов.

Датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральные законы (ФЗ) – нормативные правовые акты, принимаемые и действующие в строгом соответствии с федеральными конституционными законами и регламентирующие определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия ФЗ считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. Законы субъектов Федерации — нормативные правовые акты, принимаемые в строгом соответствии с ФКЗ и ФЗ, регламентирующие определенные и ограниченные сферы общественной жизни на территории субъекта Федерации. Правовые акты управления можно классифицировать: • по юридическим свойствам: • на нормативные — они устанавливают правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитаны на неоднократное применение и не имеют конкретного адресата.

Их назначение (определяется компетенцией ОИВ и должностных лиц): конкретизация норм законов, определение организационно-правового статуса звеньев исполнительной власти, предоставление специальных прав и обязанностей;

ВОПРОС 44. Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти

1. Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти.

2. Классификация методов по характеру воздействия. 1. Методы деятельности исполнительной власти — способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Составляющие части методов деятельности исполнительной власти: способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив; • способы обеспечения преобладания воли субъекта власти; • способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности; • средства достижения определенных целей.

Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения. Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.

Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

69 2. Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления. В связи с этим различают методы прямого и косвенного воздействия.

Характерные признаки методов прямого воздействия: прямое воздействие на волю; v приказной характер; s однозначность указаний; • широкое использование правительственных, ведомственных актов; • наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения; стимулирование выполнения указаний; • широкое использование внеэкономического принуждения. Особенности методов косвенного воздействия: • руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении; • акты власти управомочивают на определенные действия; у подвластных существует возможность выбора варианта поведения; автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями; • наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Понятие и виды методов исполнительной деятельности.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления Б)По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота)материальное(денежная премия, ценный подарок), статусное («Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное(включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

В)Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам. Административное принуждение: понятие, отличительные черты, правовое регулирование.

Административное принуждение –метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.