Оцди как списать


Оцди как списать

Оглавление:

Списание основных средств, не соответствующих критериям актива


Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества. В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834). Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения. Для справки: Положение № 834 не распространяется: а) на федеральное имущество, изъятое из оборота; б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд; в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834): а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно; б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. При этом до того, как направить учредителю на согласование списания недвижимого и особо ценного движимого имущества соответствующие документы, необходимо согласовать их с наблюдательным советом учреждения (п.

8 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».)

Макрос

Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  1. мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  2. транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  3. нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  4. исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2017-2018 годах. Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом.

Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов). Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв.

приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи: Описание Дт Кт Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

Приложение N 2. Перечень документов, представляемых подведомственными Федеральному агентству научных организаций федеральными государственными бюджетными учреждениями для согласования списания особо ценного движимого имущества

Копия протокола заседания Комиссии о невозможности и (или) нецелесообразности использования объекта особо ценного движимого имущества и принятия решения о его списании.

1.5. Акт о списании объекта основных средств или акт о списании групп объектов основных средств по установленным формам в одном экземпляре, подписанный председателем и членами Комиссии. Акт о списании объекта основных средств или акт о списании групп объектов основных средств утверждаются руководителем организации только после получения письменного согласования решения о списании объекта (объектов) основных средств Федеральным агентством научных организаций.
Акт о списании объекта основных средств или акт о списании групп объектов основных средств утверждаются руководителем организации только после получения письменного согласования решения о списании объекта (объектов) основных средств Федеральным агентством научных организаций. 1.6. Технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем Учреждения.

1.7. Копия инвентарной карточки учета основных средств.

1.8. Техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации.

К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов недвижимости, скрепленные печатью технического эксперта.

1.9. Копия технического паспорта объекта особо ценного движимого имущества, в случае отсутствия — письмо в произвольной форме с указанием причин отсутствия технического паспорта. 1.10. Выписка (или копия выписки) из реестра федерального имущества, подтверждающая внесение объекта в указанный реестр в соответствии с Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г.

N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст.

4237; 2009, N 17, ст. 2095; 2010, N 33, ст. 4435; 2011, N 7, ст. 978; 2012, N 1, ст.

136; 2013, N 5, ст. 407; N 51, ст. 6876). 1.11. Информация, подтверждающая наличие или отсутствие обременении, установленных в отношении списываемого объекта (объектов) особо ценного движимого имущества, в том числе о процедурах исполнительного производства или банкротства организации, если такие введены.

2.

Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2012 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2012 № 448. В бухгалтерском учете объекты нефинансовых активов, относимые к категории особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета: – 0 101 20 000

«Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»

; – 0 102 20 000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения»; – 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».

На практике иногда случается, что учредитель вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества.

И имущество, которое ранее относилось к ОЦДН, теперь является иным движимым имуществом. При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?Инструкции № 174н, 183н не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций.

При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?Инструкции № 174н, 183н не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций.

При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236).

Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная.

Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000. Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101.00, 106.00, 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.03, 210.10, 302.00, 304.01 и 304.03.

Приведем наиболее существенные поправки.

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27.

Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер.

Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172.

Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению. В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27. Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.
Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267. При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

Списание автомобиля вследствие его реализации

Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.2011 № 1495-Пр/11. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки обязательно (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст.

10 Закона № 135-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

  1. цель оценки;
  2. указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки.
  3. наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
  4. дата определения стоимости объекта оценки;
  5. сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с данным законом;
  6. вид определяемой стоимости объекта оценки;
  7. размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
  8. описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

В силу ст. 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Итоговая величина рыночной стоимости автомобиля, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Она действительна в течение шести месяцев (см. ст. 12 Закона № 135-ФЗ). Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст.

ст. 12 Закона № 135-ФЗ). Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст.

4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи данная процедура не нужна, если автомобиль покупает субъект

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  • Машины и иное оборудование.
  • Средства измерения и управления.
  • Оргтехника.
  • Информационное оборудование.
  • Производственный и хозяйственный инвентарь.
  • Транспортные средства.
  • Оборудование систем связи.
  • Вычислительная техника.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

  1. иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
  2. имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  3. имущество, которого превышает 500 000 руб.;

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п.

5 Порядка № 538). По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02-03-10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением.

Минобрнауки России от 02.09.2019 N МН-1620/НБ «О направлении разъяснений по процедурам списания или реализации федерального имущества»

Кроме того, после согласования учредителем списания особо ценного движимого имущества и утверждения акта о списании руководителем организации целесообразно осуществить утилизацию особо ценного движимого имущества посредством сдачи (продажи) содержащегося в них лома черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ртутьсодержащих отходов, в установленном законодательством порядке.По вопросу порядка согласования реализации (продажи) движимого имущества сообщаем, что подведомственным организациям необходимо предоставлять комплект документов, утвержденный Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации», а также дополнительно направлять: — сведения об учете особо ценного движимого имущества в реестре федерального имущества;- копию отчета (акта) технического состояния особо ценного движимого имущества с оценкой его рыночной стоимости.В случае, если к реализации предлагаются транспортные средства, то в дополнение к указанным документам организациям необходимо предоставлять:- копию паспорта транспортного средства;- копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;- сведения о прохождении транспортным средством последнего технического осмотра;- материалы фотофиксации транспортного средства с отображением идентификационного и инвентарного номеров, а также текущей даты осуществления данной фотофиксации;- документы, содержащие информацию, за счет каких источников финансирования было приобретено указанное транспортное средство (балансовая справка, платежные документы, копия государственного контракта).При этом обращаем внимание, что реализация особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями и приобретенного за счет приносящей доход деятельности, осуществляется самостоятельно.Дополнительно

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении.

При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства. Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф.

0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п.

52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля Согласно п.

4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.
В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования

Основное средство не является активом: как учитывать по ФСБУ?

С выгодой все более или менее понятно.

А что такое полезный потенциал?

Согласно Стандарту основное средство имеет полезный потенциал, если:

  1. используется для выполнения государственных, муниципальных функций в соответствии с целями создания учреждения; для управленческих нужд;
  2. его можно обменять на другие активы или погасить им обязательства.
  3. необязательно обеспечивает поступление денежных средств;

Другими словами, если учреждение использует ОС при выполнении государственного или муниципального задания, то оно точно является активом. Но учреждение может иметь имущество, которое не использует ни для выполнения госзадания, ни в приносящей доход деятельности. Вроде и не сломано, но устарело и никому не нужно, продать его невозможно.

Или как в нашем вопросе: сломано, но стоит столько, что страшно списать.

В соответствии с требованиями Стандарта, такие объекты активами не являются и не должны учитываться на балансовых счетах. Отражать их нужно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Как это сделать? Как правильно оформить?

Действия бухгалтера Фактически Стандарт требует провести «генеральную уборку» в учреждении, рассортировать основные средства, отделить ОС, которые не являются активами. Шаг 1. Провести инвентаризацию Проверить, соответствует ли имущество понятию «Актив», можно во время любой инвентаризации: годовой или при смене материально ответственного лица.

В учетной политике учреждения с 2021 года должен появиться абзац: Проверка имущества на соответствие понятию «Актив» проводится: – в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности; – при проведении инвентаризации по любым основаниям; – в течение года по мере необходимости. Такие разъяснения даны в п. 3 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237

«О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»

.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным. Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  1. бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  2. казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств.

Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов. Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет. Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения.