Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2021


Оглавление:

О том, как изменится проведение кадастровой оценки в 2021 — 2023 годах


поделились в Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике. Теперь с 2021 года при определении кадастровой стоимости будут учитываться сведения, которые на нее влияют в силу указания закона.

Например, в отношении зданий, помещений, машино-мест важны данные об их местоположении, годе постройки, материале стен, серии многоквартирного дома, сведения о ветхом или аварийном состоянии.

А в отношении земельных участков учитываются местоположение, нахождение в границах зоны с особыми условиями использования территории. С 2022 года очередная кадастровая оценка земельных участков будет осуществляться каждые четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения — через два года, если высший исполнительный орган власти субъекта РФ примет соответствующе решение.
С 2022 года очередная кадастровая оценка земельных участков будет осуществляться каждые четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения — через два года, если высший исполнительный орган власти субъекта РФ примет соответствующе решение.

При этом в 2022 г. оценка земельных участков должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности.

с 2023 г. с указанной периодичностью будет осуществляться очередная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Так же в 2023 г. их оценка должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности. Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

в закон о государственной кадастровой оценке введена новая статья, которая предусматривает использование индексов рынка недвижимости в целях изменения кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Определять индексы рынка недвижимости Кадастровая палата.

При снижении показателя более чем на 30% палата внесение изменений в ЕГРН в части снижения кадастровой стоимости.

Исключение — случаи, когда она установлена в размере рыночной. Так же вводится новый механизм досудебного обжалования результатов кадастровой оценки. Заявления об установлении индивидуальной рыночной оценки в качестве кадастровой рассматривают бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой.
Заявления об установлении индивидуальной рыночной оценки в качестве кадастровой рассматривают бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой. До 2023 года этот механизм только в тех регионах, которые ввели его на своей территории.

Изменения продолжаются: новые правила оспаривания кадастровой стоимости

В таком случае сложившаяся судебная практика, ориентированная именно на рассмотрение споров об оспаривании кадастровой стоимости, стала бы неприменимой. Судам пришлось бы адаптироваться к новым правилам, менять подходы к рассмотрению подобных дел, что редко происходит безболезненно. Все это могло создать сложности для владельцев недвижимости и земли.

Однако изменения, внесенные в законопроект во втором и третьем чтениях, исправили этот недостаток. В финальной редакции возвращена возможность заявлять исковые требования об оспаривании кадастровой стоимости вместе с требованием об оспаривании решения ГБУ. При этом неоднозначной новацией закона является то, что в рамках досудебного порядка бюджетное учреждение будет рассматривать заявление о пересмотре стоимости без участия заявителя.
При этом неоднозначной новацией закона является то, что в рамках досудебного порядка бюджетное учреждение будет рассматривать заявление о пересмотре стоимости без участия заявителя. Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему указывали, что изменение порядка внесудебного определения кадастровой стоимости позволит уйти от формального подхода комиссий в сторону содержательного рассмотрения заявлений в бюджетных учреждениях.

При этом важно помнить, что расширение полномочий ГБУ повлечет увеличение штата, а следовательно – дополнительных денежных затрат.

Кроме того, передача ГБУ функции по установлению кадастровой стоимости приведет к противоречию.

Учреждение вынуждено защищать результат собственной оценки и не заинтересовано в установлении кадастровой стоимости равной рыночной, если она существенно отличается от определенной им ранее. Также законом отменяется требование, при котором отчет об оценке рыночной стоимости должен быть составлен на дату определения кадастровой стоимости. Теперь заявление об установлении кадастровой стоимости теперь можно подать в течение шести месяцев с даты проведения оценки.

Закон определяет, что оспоренная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором подано заявление в ГБУ, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Эта норма усложнит жизнь плательщикам налога на имущество и землю, так как в рамках действующего законодательства можно применять оспоренную стоимость с даты начала ее действия, независимо от того, когда было подано заявление в комиссию или суд.

Путин утвердил поправки о кадастровой оценке.

Что это значит

Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет. После вступления в силу закона станет .

Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам. Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский: — В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.
Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости

Оспорить кадастровую стоимость с 2021 года станет проще – что поменялось?

С 2020 года определяется по новым правилам в соответствии с законом № 237-ФЗ от 03.06.2016 «О кадастровой оценке». Однако, не прошло и года, как нормы данного закона претерпели значительные изменения.

Так, частично, изменения вступают в силу в 2021 году, а частично – в 2023 году.

Внесение изменений связано с тем, что при использовании методологии определения стоимости часто возникают ошибки – технические или методологические.

Соответственно, собственники вынуждены обращаться за разъяснениями, а также исправлением данных ошибок. От величины зависит налогообложение недвижимости – кому захочется переплачивать лишнее?

Теперь оспорить станет проще, а оценщики ГБУ будут находиться под особым надзором. 31.07.2020 принят закон 260-ФЗ о внесении изменений в законодательные акты, касательно кадастровой оценки.В целом поменялась процедура обращений с заявлением об исправлении ошибок, а также подход к определению кадастровой стоимости.

  • постоянный надзор за проведением кадастровой оценки со стороны Росреестра;
  • установление персональной ответственности руководителей ГБУ за качество принимаемых решений по заявлениям об исправлении ошибок по кадастровой стоимости, и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;
  • снижение влияния субъектов РФ на результаты кадастровой оценки до их официального утверждения;
  • внесудебное установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости;
  • переход к содержательному рассмотрению заявлений об ошибках в определении кадастровойстоимости.

Также Росреестр принял ряд приказов, которые вносят изменения в порядок работы Комиссии, в формы рассмотрения заявлений и обращений граждан, в порядок расчетов индекса рынка недвижимости: (Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0278; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0280; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0281; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0284; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0286; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0287). В общем и целом, изменения законодательной базы, в части внедрения нового механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной, заработает к началу 2023 года. Форма заявления уже утверждена приказом № П/0287 от 06.08.2020, который зарегистрирован Минюстом и вступил в силу 17 октября 2020 года.

С 2021 года поменяется форма заявлений об исправлении ошибок об утверждении кадастровой стоимости (Приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0286).

Сама процедура станет более простой – появится возможность подать заявление на несколько объектов недвижимости. Само заявление может быть подано на бумаге или в электронном виде, подписанное усиленной ЭЦП, а также через портал Госуслуг.

Итак, ряд подготовленных законов и подзаконных актов подготовлен с целью обеспечения прозрачности и публичности процедур определения кадастровой стоимости. Будем надеяться, что справедливость восторжествует и правообладатели недвижимости смогут просто и без помех влиять на оценку кадастровой стоимости.

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости для уменьшения налога в 2021 году

Тогда, за 2019 год, при стоимости дома 2 миллиона рублей налог составит 1 000 руб, а при стоимости 5 миллионов – 2 500 руб., а это в два с половиной раза больше!

Но налог можно уменьшить, если оспорить кадастровую оценку. Существуют два пути оспаривания кадастровой стоимости – административный и судебный. Административный путь – другими словами — обращение в госорганы, в свою очередь можно поделить на обращение в ГБУ об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости (направляется в госучреждение, которое определило кадастровую стоимость) и на обращение об оспаривании кадастровой стоимости (подается в Комиссию, созданную при Росреестре).

Административный путь – другими словами — обращение в госорганы, в свою очередь можно поделить на обращение в ГБУ об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости (направляется в госучреждение, которое определило кадастровую стоимость) и на обращение об оспаривании кадастровой стоимости (подается в Комиссию, созданную при Росреестре). ГБУ, которое уполномочено определять кадастровую стоимость, отвечает за методологию и достоверность сведений ее определения. Бывают случаи, что при кадастровой оценке возникают технические или методологические ошибки.Для того, чтобы их исправить достаточно обратиться в территориальное учреждение с заявлением об исправлении ошибок.

Само обращение является бесплатным. Однако для того, чтобы обосновать свое обращение, следует приложить документацию, подтверждающую наличие ошибок. Данную документацию готовят организации – оценщики, которые берут плату за свои услуги.

ГБУ рассматривает заявление и дает ответ на него в течение двух месяцев.

, в случае обнаружения ошибок пересчитывают, либо отказывают с обоснованием причин такого отказа. Важная деталь в пользу собственника – кадастровую стоимость при исправлении ошибок меняют только в случае, если после пересчета она понижается. В каждом субъекте РФ работает Комиссия, в которой можно оспорить кадастровую стоимость недвижимости.

Комиссии создаются при министерствах и ведомствах субъектов в соответствии с порядком, установленным приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620.

Среди членов комиссии есть сотрудники Росреестра.

Узнать о том, куда обратиться для оспаривания кадастровой стоимости в вашем регионе (субъекте) можно на официальном сайте Росреестра, или территориального органа власти.

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах

За период с 01.01.2021 по 31.07.2021 в судах инициировано 9 467 споров о величине, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 19 900 объектов недвижимости. По указанным спорам административными ответчиками являются территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», в том числе филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации, органы государственной власти (органы местного самоуправления), бюджетные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации и наделенные полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, а также комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданные при территориальных органах Росреестра (далее – Комиссия).

В качестве административного ответчика за указанный период Комиссия привлекалась 23 раза.

В суды c исковыми заявлениями в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее – иски) обращаются как физические и юридические лица, так и органы государственной власти (местного самоуправления).

В целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в исках в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации указываются следующие основания:

  • установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (9 430 исков);
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (8 исков);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (29 исков).

За указанный период по состоянию на 31.07.2021 рассмотрено 3 739 исков: требования истцов удовлетворены в отношении 3 554 исков, не удовлетворены в отношении 185 исков.

На конец рассматриваемого периода на рассмотрении находится 5 728 исков. В результате вынесенных в судебном порядке решений по искам, поступившим в суды в период с 01.01.2021 по 31.07.2021, наблюдается падение суммарной величины кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, по которым были приняты решения, по состоянию на 31.07.2021 приблизительно на 75,95 млрд.

руб. (50,29%):

  • суммарная величина кадастровой стоимости до оспаривания составила около 151,03 млрд. руб.;
  • после оспаривания – около 75,08 млрд. руб.
  • Результаты мониторинга судебных решений по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2013 г.
  • Результаты мониторинга судебных решений по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2012 г.
  • Результаты мониторинга судебных решений по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2011 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2015 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2017 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2016 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2014 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2021 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2019 г.
  • Информация о судебных спорах в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2020 г.

Отменен пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров

18 марта 2020 года Федеральным законом № 66-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отменяющие пятилетний срок для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ранее Законом об оценочной деятельности было установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости могло быть подано правообладателями в комиссию не позднее, чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. По истечении пятилетнего срока оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости возможно было только в суде.

Теперь пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости в комиссии можно вплоть до внесения в ЕГРН новых результатов государственной кадастровой оценки.

Напоминаем, что в 2020 году на территории Томской области по решению уполномоченного органа — Департамента по управлению государственной собственностью Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и иного назначения, земель особо-охраняемых территорий и объектов. В связи с чем в комиссии при Управлении Росреестра по Томской области до 1 января 2021 года возможно оспорить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, установленную по результатам проведения государственной кадастровой оценки 2014 года. Также новым законом отменено требование об обязательном нотариальном удостоверении документа, подтверждающего право заявителя на объект недвижимости, представляемого в комиссию.

Обращаем внимание, что во избежание распространения коронавирусной инфекции на территории Томской области заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложенными документами необходимо направлять в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Томской области только почтовым отправлением по адресу: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1. Телефоны для справок: (83822) 51-11-67, 51-37-82.

Кадастровая стоимость: как и где оспорить

Начиная с 2021 года, все субъекты страны перешли на новый порядок расчета имущественного налога.

Теперь он исчисляется на основании кадастровой стоимости. Если она завышена, владельцу объекта недвижимости будет выгодно уменьшить кадастровую стоимость.

Разберемся, куда следует обращаться. Первое, что надо сделать – это узнать кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости. Сделать это можно несколькими способами: лично обратиться в МФЦ и запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, направить такой запрос по почте либо сделать это самостоятельно с помощью официального сайта Росреестра – .

«Узнать кадастровую стоимость буквально за несколько минут можно с помощью электронных сервисов Росреестра: «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

, «Получение информации из фонда данных государственной кадастровой оценки» или «Публичная кадастровая карта».

Поиск осуществляется по нескольким критериям на ваш выбор: номер по кадастру, условный номер, адрес или номер права», — рассказывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Курганской области Гюльнара Батырова. Если вы считаете, что кадастровая стоимость завышена или занижена, либо при её определении допущена ошибка, необходимо обращаться в органы, занимающиеся оспариванием.

Тут существуют определяющий нюанс: за оспариванием кадастровой оценки земельных участков следует обращаться в региональное Управление Росреестра, а за оспариванием кадастровой стоимости объектов капитального строительства (здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства, единые недвижимые комплексы) нужно обращаться в ГБУ

«Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости»

. «В 2020 году ГБУ была проведена очередная кадастровая оценка объектов капитального строительства, следовательно, за её оспариванием и нужно обращаться к нам, а кадастровая стоимость земельных участков пока оспаривается в Росреестре. Кроме того, с 1 января текущего года наше учреждение начало прием обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов капитального строительствана основании положений статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», — рассказал генеральный директор ГБУ Александр Чередниченко.

Более подробная информация, перечень необходимых документов и условия обращения за оспариванием кадастровой стоимости размещена на сайтах ГБУ и Росреестра.

Специалисты советуют выяснить все вопросы, касающиеся кадастровой стоимости вашей недвижимости заранее, ведь когда придет время платить налоги, драгоценное время может быть упущено.

ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/[email protected] «Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМОот 27 июля 2021 г.

N СД-4-21/[email protected] ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИПЕРИОДА ПЕРЕРАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯКАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ВСЛЕДСТВИЕУСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ В целях обеспечения применения и пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) направляем для изучения Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 N 88А-7563/2021 по административному делу N 2а-3666/2020. Обращаем внимание на следующие положения, установленные судебными инстанциями.Согласно пункту 1.1 статьи 391 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.Указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.Перерасчет земельного налога в отношении объекта налогообложения, включенного в налоговое уведомление (далее — налог), должен проводиться с соблюдением Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, за исключением случая, когда перерасчет не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.Таким образом, условие о перерасчете налога не более чем за три налоговых периода применяется в отношении перерасчета, влекущего направление налогового уведомления, в котором в силу Кодекса должна указываться сумма налога, подлежащая уплате после перерасчета.В рассматриваемом споре применение в качестве налоговой базы по налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась.Кроме того, как указали суды, Кодекса не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы.

С учетом правовой позиции, высказанной в Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.В связи с изложенным отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехгодичный срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, признан судами неправомерным.Доведите информацию до подчиненных налоговых органов.Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 классаД.С.САТИН Открыть полный текст документа

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, которая включает в себя: — принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; — формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; — отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; — определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; — экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; — утверждение результатов определения кадастровой стоимости; — внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается по специальной формуле и определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь. Результатом государственной кадастровой оценки становится определение кадастровой стоимости земельного участка.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами: 1) путем обращения в суд; 2) при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке, который определен ст.

24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспорить результаты кадастровой стоимости могут физические лица в случае, если кадастровая стоимость затрагивает их права и обязанности. Предварительное обращение физических лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным условием для обращения в суд. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: — кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; — нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; — документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; — отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления на рассмотрение.

Упрощен порядок исправления ошибок в кадастровой стоимости

С 1 января 2021 годавступил в силу ряд приказов Росреестра, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки. Нововведения в первую очередь затронут граждан, желающих исправить ошибки в кадастровой стоимости своих объектов недвижимости. К примеру, в соответствии с Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0286

«Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости»

теперь заявление вправе подать любое физическое или юридическое лицо в отношении любого объекта недвижимости, в одном заявлении можно будет указать сразу несколько объектов, что значительно упростит процедуру исправления ошибок.

Заявление можно подать как на бумаге, подписав каждый лист, так и в электронном виде, заверив документ усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, с 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0280

«Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений»

. Таким образом, граждане могут подать в региональное бюджетное учреждение, которое проводит кадастровую оценку в регионе, обращение с просьбой разъяснить, на каком основании была установлена та или иная кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения такого обращения может быть установлено, что при определении кадастровой стоимости была допущена ошибка. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

у правообладателей появилась возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной без необходимости процедуры оспаривания. Решение будет принимать государственное бюджетное учреждение, которое проводит в регионе кадастровую оценку недвижимости.

Так, Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287

«Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме»

(далее – Приказ № П/0287), утверждена форма заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и требования к ее заполнению. Обращаем внимание, что Приказ № П/0287 вступил в силу 17 октября 2020 года, однако использовать данную форму на территории Курской области будет возможно только после того, когда заработает новый механизм внесудебного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а именно – 01.01.2021.

Кадастровая оценка-2021: через тернии — к справедливости

Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков».

Сейчас российское правительство реально трудится над тем, чтобы принцип экономической обоснованности кадастровой стоимости перестал быть сугубо теоретической категорией и, наконец, обрёл ощутимое воплощение на практике.

Ответственные собственники (и юридические, и физические лица) обычно всё-таки имеют представление о том, за что они платят. Поэтому не станем вдаваться в детали, а дадим картину в общих чертах.

Итак, ответственность за проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ложится на бюджетное учреждение по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Работа этой структуры строится на основании перечня объектов, которые по запросу специалистов учреждения предоставляет Росреестр (приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0283).

Почему объект недвижимости может не попасть в данный перечень?

Ваша недвижимая собственность однозначно не будет учтена, если на момент формирования списка объект:

  1. не имеет кадастрового номера;
  2. вопреки п. 13 приказа № П/0283, не была официально установлена площадь земельных участков/зданий/помещений;
  3. не определено назначение стоящих на земле строений;
  4. не прописано количество машино-мест на парковках.

С формальной точки зрения кадастровая оценка недвижимости стоит сегодня на трёх пресловутых китах.

Это:

  1. принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
  2. определение стоимости объектов и составление отчёта об итогах оценки;
  3. утверждение результатов определения стоимости (ч. 3 ст. 6 закона № 237-ФЗ).

Но как нетрудно догадаться, президент критиковал систему кадастровой оценки не за то, что оценщики плохо справлялись с отчётами или тем более, проводят оценку по три раза в день, причём без выходных.