Скачать сравнительная таблица ключевых изменений 223 закону


Скачать сравнительная таблица ключевых изменений 223 закону

Закупки по 223‑ФЗ в 2021 году


Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  • Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик,
  • Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).

Комментарий к Федеральному закону № 223-ФЗ

Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек. Отсутствие ограничений для участников.

Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

По закону , к заказчикам относятся ():

    государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%; другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в ); федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).

Первая особенность заказов по действующей редакции — . Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС.

Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.
Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.

Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (, извещение, документация и вносимые изменения).

Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика. разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  1. аукционы в закрытой форме
  2. открытые конкурсы
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия
  4. запросы предложений
  5. электронные аукционы
  6. двухъэтапные конкурсы
  7. закрытые конкурсы
  8. конкурсы с ограничением участия
  9. запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  1. запросов котировок.
  2. запросов предложений,
  3. аукционов,
  4. конкурсов,

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению. Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

44-ФЗ 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП.

Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».

На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату. Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

44-ФЗ Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового

Заказчикам по 223-ФЗ каждый месяц придется отчитываться по-новому

Чиновники хотят знать причины, по которым закупку признают несостоявшейся, и эти данные придется вписывать в документ.

С 1 октября заказчикам придется писать один из вариантов:

  1. не подано ни одной заявки;
  2. все заявки отклонены;
  3. отклонены все, кроме одной, заявки;
  4. все участники отклонились от заключения договора.
  5. подана только одна заявка;

Подробнее: «Инструкция по составлению протоколов в закупках по 223-ФЗ».

Обращаем внимание, что этим же постановлением утверждены новые правила мониторинга закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ. Они вступили в силу 04.06.2021, заменив постановление правительства № 1093 от 28.11.2013. Подробнее:

«Мониторинг закупок по 44-ФЗ: кто и как контролирует»

.

Об авторе этой статьи Алена Мотрой В 2004 г.

окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности «Журналистика и наука общения». В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. «Своими» считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.

«Своими» считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.

Другие публикации автора

  1. 2021.08.26Новости и измененияВажные выводы судов по работе с 44-ФЗ в июне-июле 2021 года
  2. 2021.08.04ЗаявкиОбзор важных новостей в закупках за июль 2021 года
  3. 2021.08.31Новости и измененияУтвердили особенности закупок спортивного инвентаря и оборудования
  4. 2021.06.30Документы заказчикаОбзор важных новостей в закупках за июнь 2021 года

+1 Поделиться: Предыдущая записьКак составить техническое задание на СКУДСледующая записьИнструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения 16.06.2021Инструкция по составлению конкурсной документации 12.03.2020Как оформить

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  1. общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  2. закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  3. контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
  4. после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  5. НМЦК не более 3 млн руб.;
  6. извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  7. не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
Рекомендуем прочесть:  Нужен ли права на скутер 50 куб

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе Подробнее о курсах Малые закупки С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме.

Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб.

для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей. В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка РНП Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года.

Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе.

Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.

Глобальная реформа 223-ФЗ: что изменилось с 01.01.2021

Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: . С 21.06.2021 дополняет , и с этой даты закон перестает регулировать закупки услуг, которые связаны с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) или договора об организации синдицированного кредита (займа). Вот перечень нововведений в 223-ФЗ, которые вступили в силу с 2020 года.

С 01.11.2019 вступил в силу , он изменил . Теперь план закупок на 2020 год формируется на срок не менее 3 лет. С 01.01.2020 вступило в силу .

Оно увеличило минимальный объем закупок юрлиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по 223-ФЗ. Общий годовой объем тендеров у МСП станет не меньше 20%. А доля стоимости договоров с МСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, станет 18%, а не 15%, как сейчас.

С 01.01.2020 вступило в силу . Заказчикам придется переводить оплату по договорам, которые заключены с субъектами МСП, в течение 15 рабочих дней.

05.01.2020 вступил в силу . Он внес изменения в данные, которые указывают в работе с реестром договоров.

Заказчики будут вносить:

  1. дату, когда компанию включили в (для субъектов МСП), информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП.
  2. наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по (если есть такой);

Если в договоре участвуют несколько подрядчиков, субподрядчиков, такую информацию придется указывать для каждого. Подготовили памятку изменений по месяцам — . 28.03.2020 вступил в силу , который установил для самозанятых преимущества, которые есть у субъектов малого и среднего предпринимательства в тендерах, организуемых отдельными видами юридических лиц.

До этого они участвовали по общим правилам. 01.04.2020 заработало , которое обязало в реестре договоров указывать страну происхождения товара.

Страна указывается также, если поставка предусмотрена в договоре на выполнение работ или оказание услуг.

Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

Кроме того, в плане закупок необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.

(Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г.

№ 1799

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

) 3.

Изменения порядка ведения реестра договоров по 223-ФЗ С 1 января 2021 года в реестре договоров необходимо указывать при внесении информации о заключенном договоре информацию о цене единицы товара, работы или услуги, а в случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств. Кроме того, в реестре договоров при внесении информации об исполнении договора, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о поставленном товаре включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств. С 1 января 2021 года в реестре договоров необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г.

N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями)

Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона.

Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции. На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам.

В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки.

В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом. Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Настоящий Федеральный закон с 1 января 2012 г., за исключением настоящего Федерального закона, с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2011 г.

N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 2 июля 2021 г.

N 360-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

от 5 апреля 2021 г. N 86-ФЗ Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г.

от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г.

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году

Подготовка документации. Часть 10 ст. 4 ФЗ-223 уточняет, что писать в ЕИС про порядок подготовки и (или) осуществления закупки по 223-ФЗ заказчику:

  1. характеристики товара, который подлежит поставке;
  2. место, срок поставки и оплаты;
  3. что включено в цену;
  4. когда будут рассмотрены заявки.
  5. обоснование цены тендера;
  6. как получить разъяснения по документации;
  7. требования к участникам и их заявкам;
  8. требования к его качеству и безопасности;
  9. что является критерием для определения победителя;

Этап 2.

Формирование извещения о проведении тендера.

Часть 9 ст. 4 ФЗ-223 разъясняет, что писать в ЕИС про условия применения способа закупки по 223-ФЗ заказчику:

  1. сведения о заказчике;
  2. куда поставлять товар;
  3. сроки и порядок подачи заявок.
  4. как получить тендерную документацию;
  5. предмет тендера;
  6. способ определения победителя;
  7. цену договора или порядок ее расчета;

Этап 3.

Реализация промежуточных этапов, таких, как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением). Этап 4. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.

Этап 5. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:

  1. кто отклонен и по какой причине;
  2. дату подведения итогов;
  3. сколько получено заявок и их номера;
  4. результаты оценки заявок;
  5. почему тендер признан несостоявшимся (если это так).

Этап 6. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней. Этап 7. Заключение контракта.

С 16.04.2021 заказчиков обязали обосновывать начальную цену тендера (86-ФЗ от 05.04.2021).

Как обосновать НМЦД при проведении процедуры покупки:

  • Выбрать методику в соответствии с положением организации.
  • Провести калькуляцию.
  • Внести информацию в план и тендерную документацию.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2)

Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2021 году

Сейчас они участвуют на общих основаниях.

Новые правила не распространяются на процедуры, которые начали до вступления поправок в силу.

Скачать Федеральный закон № 474-ФЗ от 27.12.2019 01.04.2020 В реестре договоров указывают страну происхождения товара. Сведения будут указывать и в случае, если поставка товара предусмотрена договором на выполнение работ или оказание услуг.

Скачать постановление правительства № 1906 от 27.12.2019 24.04.2020 Добавили новое основание для проведения закрытых процедур — выполнение гособоронзаказа для обеспечения обороны и безопасности страны в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.04.2020 11.08.2020 Уточнили, что правительство определит минимальный объем закупок отечественных товаров.

Проекты таких постановлений уже разработаны, но еще не утверждены.

Подробнее:

«Минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения»

. Федеральный закон № 250-ФЗ от 31.07.2020 31.08.2020 Установили правило, что в закупках на поставку товара, в т. ч. поставляемого в рамках тендера на выполнение работ или оказание услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара.

Изменения с 2020 года Собрали в таблицу изменения в 223 ФЗ с 2020 года.

Когда вступили в силу изменения Суть изменений Нормативно-правовой акт 21.12.2019 Добавили позиции 690-1053 и 117 позиций исключили из федерального перечня заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений в такие планы до их утверждения подлежат оценке соответствия со стороны корпорации МСП.

Этот перечень утвержден распоряжением правительства № 2258-р от 06.11.2015. Добавили 8 заказчиков в перечень, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной

Обзор важных новостей в закупках за июль 2021 года

Если не ответить на уведомление, обращение не рассмотрят — это в лучшем случае. В худшем — возбудят дело об административном правонарушении.

Отозвать обращение нельзя. Рассматривать обращения контролеры вправе не дольше 5 рабочих дней. О решении они уведомят либо на бумаге, либо онлайн, в зависимости от того, как поданы сведения заказчиком.

Если решат, что участника действительно следует включить в реестр недобросовестных поставщиков, контролеры создают запись. При необходимости они смогут поправить допущенные технические ошибки — обновленные правила предусматривают порядок этой процедуры. Учтите: подавать электронные обращения о включении участников в РНП заказчики смогут с 01.01.2022, а до этой даты документы принимают только на бумаге.

Что касается порядка исключения из реестра, то это произойдет автоматически по истечении двух лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна быть включена.

Ранее срок считали с даты внесения данных в реестр. В некоторых ситуациях сведения разрешили исключить из РНП досрочно. К примеру, если решение заказчика об одностороннем отказе признают незаконным или недействительным.

Подробнее:

«Реестр недобросовестных поставщиков: все, что нужно знать»

.

Скачать постановление правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 из КонсультантПлюс 01.01.2022 Законодатели сократили количество конкурентных способов закупок.

С нового года их разрешат проводить следующими способами:

  1. электронный запрос котировок.
  2. конкурс (закрытый, электронный открытый и электронный закрытый);
  3. аукцион (электронный, закрытый, электронный закрытый);

Заказчикам сохранят и запрос котировок, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Но годовой объем закупок этим способом увеличили до 20% от совокупного. Для заказчиков, у которых совокупный годовой объем закупок не превысил 500 млн руб.

в прошлом году, лимит составит 100 млн. руб., если законом не предусмотрено иное.

Если НМЦК превысит 1 млн руб., для участия в запросе котировок от участников потребуют обеспечение заявки.

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения.

Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

  1. Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).
  2. Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  3. Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  4. Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ). Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru.

Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию . Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.

  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
  • Подготовка к закупочной деятельности Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап.